В последнее время применительно к процессу приднестровского урегулирования модно говорить о "план Ющенко", иначе называемом “Семь шагов”. Надо отметить, что это далеко не первый план. Все предыдущие проваливались с завидной регулярностью. Вероятнее всего, новый украинский президент тоже не сыщет себе лавров миротворца и объединителя Молдавии. Причин на то гораздо больше семи.
Первая, и главная – чрезвычайная “размытость” плана. Как дипломатично отметил в своем выступлении перед молдавским парламентом президент Молдавии Владимир Воронин, “эти проблемы надо решать дополнительно”. Между тем, “эти проблемы” - одни из самых важных как для Молдавии, так и для Приднестровья – речь идет о выводе российских войск из Приднестровья и о пограничном контроле на приднестровско-молдавской границе.
Обе стороны справедливо полагают, что российские войска – основной гарант политической независимости Приднестровья, а лояльная политика украинских пограничников к приднестровским товарам – залог независимости экономической.
Приднестровье поначалу отнеслось к “Плану Ющенко” вежливо, но осторожно. Однако Молдавия начала активно педалировать процесс. Так, министр реинтеграции республики Василий Шова заявил, что его страна приступит к осуществлению плана до его подписания. После этого заявления приднестровских политиков стали жестче и они начали говорить о неприемлемости “плана Ющенко” в его нынешнем виде. Последние инициативы молдавских властей, включающие в себя требования о немедленном выводе российских войск сделали “план Ющенко” в его молдавской интерпретации абсолютно неприемлемым для приднестровской стороны.
Приднестровье с полными на то основаниями опасается повторить опыт Гагаузии – автономного образования в составе Молдавии, также претендовавшего в начале 90-х на независимость. У гагаузов (небольшого тюркоязычного православного народа, компактно проживающего на юге Молдавии), в отличие от приднестровцев, не было естественных рубежей в виде Днестра, а также генерала Лебедя для пресечения конфликта, поэтому они оказались вынуждены договаривать с Кишиневом. За 10 с небольшим лет, прошедших с момента принятия закона о статусе Гагаузии, у автономии, по оценке местных правозащитников, осталось меньше прав, чем у любого другого района Молдавии. “План Ющенко” не предполагает федерализации Молдавии, поэтому в случае гипотетического присоединения Приднестровья не на правах республики, а на правах автономии ничто не помешает молдавскому парламенту со временем дезавуировать все достигнутые ранее соглашения. Как это и произошло с Гагаузией.
В ответ на демонстративную позицию Молдавии не считать Приднестровье “высокой договаривающейся стороной” в урегулировании, в непризнанной республике все чаще раздаются призывы сменить парадигму урегулирования и говорить не о реинтеграции Приднестровья в Молдавию, а о цивилизованном разводе по чешско-словацкому варианту или сербо-черногорскому варианту. Приднестровье, будучи более промышленно развитым, чем правобережная Молдавия, имеет и больше шансов на полноценную государственность, говорят в Тирасполе. Этот вариант, естественно, категорически не устраивает Молдавию.
Между тем, если мыслить не текущими политическими выгодами, а геостратегически, вхождение Приднестровья в состав Молдавии невыгодно в первую очередь самой Украине. Последние пятнадцать лет Молдавия полностью следует в русле политики Румынии, также как и Украина, претендующей на лидерство в юго-восточной Европе. В случае усиления Молдавии автоматически произойдет усиление Румынии, что даст Бухаресту дополнительные козыри. В том числе и в территориальных спорах с Украиной, в частности, за нефтяные месторождения, расположенные в районе острова Змеиный и на шельфе Черного моря.
В связи с вышесказанным можно предположить, что план Ющенко – не более чем элемент масштабной пиар-кампании, выгодной всем сторонам конфликта. Украина привлекает к себе внимание мировой общественности и повышает собственную значимость в регионе. Молдавия, “соглашаясь” с планом Ющенко (а на деле перекраивая его под свои нужды), делает вид, что скорейшее решение приднестровской проблемы тормозит только “сепаратистский преступный тираспольский режим”. Тирасполь, пользуясь торопливостью Кишинева, в очередной раз получает повод заявить о себе, как о полноценном государстве, которому не хватает только мирового признания. А Россия, после того, как “план Ющенко” будет окончательно похоронен (скорее всего, это произойдет в ближайшие год-полтора) сможет вновь восстановить свои позиции главного арбитра в приднестровском регионе.
Единственное, что может смешать все карты и политикам, и аналитикам – вывод российских войск из Приднестровья. Несмотря на то, что численность молдавской армии ограничена 7200 человек, в республике существует довольно большое количество военизированных формирований Службы Информации и Безопасности, Минюста и т.п. Все они хорошо обучены, а главное – не забыли унижения, полученного в 1992 году во время вооруженного конфликта между Тирасполем и Кишиневом. Поэтому в случае вывода российских войск вооруженный конфликт – лишь вопрос времени. Как в этом случае будет развиваться ситуация – предсказать невозможно.
Несмотря на то, что приднестровцы устали от 15-летнего существования в качестве непризнанного государства, единственным приемлемым вариантом в настоящее время кажется объявление всеми сторонами долголетнего моратория на какие-либо изменения статус-кво. Пока не забыта кровь начала 90-х, пока не выросло новое поколение, не отягощенное ненавистью к соседу, решить вопрос приднестровского урегулирования невозможно.
Разумеется, для Приднестровья, как и для Абхазии, наиболее желанным вариантом было бы включение в состав России на правах республик или ассоциированных членов некоего Союза, но, к сожалению, сейчас это еще менее вероятно, чем включение Сербии в состав Союза России и Белоруссии во время НАТОвских бомбардировок 1999 года.
|