Российские высокопоставленные чиновники получали компенсацию за поддержку» режима Саддама Хусейна. Об этом говорится в докладе сенатской комиссии, проводящей расследование нарушений, совершенных в ходе реализации гуманитарной программы «Нефть в обмен на продовольствие». В докладе утверждается, что они получали преференции на отгрузку иракской нефти, осуществляемой в рамках этой программы, и поэтому выступали против свержения режима Саддама весной 2003 года, а ранее за облегчение режима санкций, введенного СБ ООН в отношении Ирака. Все это еще предстоит доказать, однако не стоит ли американскому сенату вместо рассуждений на тему – почему Россия выступала против войны в Ираке, спросить собственное руководство – почему они ввязались в военную компанию в этой стране? Вряд ли все американские сенаторы так наивны, что их устроят слова о «торжестве демократии».
До демократии в Ираке еще очень далеко. Ситуация в этой стране настолько плачевна, что госсекретарю США Кондолизе Райс вместо того, чтобы присутствовать на торжествах в Вене по случаю 50-летия восстановления независимости Австрии, пришлось срочно лететь в Ирак. Визит пришелся на пик террористической активности в этой стране. За две недели погибло около 500 человек. Основный смысл поездки Райс сводился к призывам включить в политический процесс представителей всех этнических и конфессиональных групп. Прежде всего, речь шла о суннитах. Было сделано и еще одно важное заявление - о том, что «с боевиками нужно бороться и с помощью политической альтернативы, на победу которой полагаются все иракцы». Удивительно, как все эти слова напоминают предложения России, звучавшие с момента свержения режима Саддама Хусейна. Но тогда ее никто не слушал. И вот еще один вопрос для американских сенаторов, который они должны задать госдепу США, а так же своему военному ведомству – кто так бездарно выстраивал концепцию политической реабилитации Ирака после войны?
Что касается России, то о причинах ее отказа поддержать войну в Ираке говорилось немало. Это и прогнозы в том, что в результате войны будет дестабилизирован целый регион, а Ирак окажется вовлеченным в этно-конфессиональные разборки, которые могут вылиться в гражданскую войну. Что мы сейчас и наблюдаем. Очевидны и все правовые аспекты. Война в Ираке без санкции СБ ООН была просто незаконна. Были у россиян и экономические причины выступать против войны. К весне 2003 года Россия была основным экономическим партнером Ирака. И сегодня один только факт, что доля российских компаний в закупке иракской нефти составляла 30, а в некоторые годы и 40% процентов от всего объема иракского экспорта и то, что Россия являлась одним из лидеров в поставках гуманитарных товаров, дает основание для того, чтобы обвинять Москву в поддержке режима Саддама Хусейна. Кстати, Россия не сразу вышла на место лидера в Ираке, а долгое время уступала Франции и Китаю. Но по мере возрождения российской экономики, укреплению позиций Москвы на внешнеполитической арене росла и ее активность в Ираке. И только благодаря этому, а не поддержке режима Саддама Хусейна обязана она большим количеством контрактов с иракцами – им просто было выгодно работать с российскими компаниями.
Впрочем, и от войны в Ираке Москва не проиграла – чего только стоит высокий уровень цен на нефть. А уж удовольствие для российских политиков наблюдать неудачи американцев вообще нельзя оценить никакими суммами. Что касается экономических потерь, то о них судить рано. Пока в Ираке ежедневно гибнут десятки людей, ни о каких экономических перспективах в речи быть не может. И американцам пока тратят на Ирак миллионы долларов, а не получают дивиденды от иракской нефти.
Объяснимы и российские призывы отменить санкции СБ ООН против Ирака. Помимо гуманитарных аспектов, санкции не давали осуществлять серьезные проекты – например разработку российской нефтяной компанией «Лукойл» месторождения Западная Курна. Кроме того, именно режим санкций и блокада позволил процветать коррупции, как в самом Ираке, так и во всех структурах, связанных с программой «Нефть в обмен на продовольствие». Отметим и еще один момент - на Ираке не только зарабатывали, но и теряли сотни тысяч долларов. В том числе и российские компании. И вопрос в том – насколько эффективен режим санкций вообще? Было бы замечательно, если бы расследование американских сенаторов ответило и на этот вопрос.
Со своей стороны Россия готова выслушать все обвинения, звучавшие в ее адрес. И у нее то же есть немало вопросов и претензий к тому, как осуществлялась эта программа. Но возможно сейчас важно не полоскать грязное белье. Достаточно признать, что злоупотреблений вокруг Ирака было много, и все играли по одинаковым правилам, и все же об этом знали, в том числе и США. Важно другое, что опыт расследований может быть очень полезен на будущее. Хотя бы для того, чтобы не допустить злоупотреблений при распределении новых контрактов в Ираке и растраты донорских фондов. Пока здесь все не так гладко. Так, в опубликованном в марте этого года докладемеждународной организации "Транспаренси интернэшнл" среди прочего указывается, что американское правительство зачастую без надлежащего конкурса распределяет привлекательные контракты среди крупных компаний. Достаточно вспомнить и несколько скандалов вокруг «Халибертон». Так что американским сенатором предстоит много работы.
|